ТОРЕ́ЛЛИ Стефано (1712-80) - итал. живописец, ученик своего отца Ф. Торелли. В 1739 польск. король и саксонский курфюрст Август III пригласил его в Дрезден, где Т. работал как портретист и плафонный живописец в течение 19 лет; с 1759 работал по контракту в г. Любеке и написал 10 больших аллегорич. картин для аудиенц-зала ратуши и ряд портретов частных лиц. В 1762 по приглашению И. И. Шувалова Т. приехал в СПб., преподавал в АХ (1762-68), затем был назначен Екатериной II придворным живописцем (1768-80). Он написал портреты Екатерины II (1763), Г. Г. Орлова (1763), вел. кн. Павла Петровича (кон. 1760-х гг.), А. А. Чернышевой (1760-е гг.), А. И. де Рибас (1773) и множество др., ист. и аллегорич. картины: "Екатерина II в образе Минервы, покровительницы иск-в" (1770), "Аллегория на победу Екатерины II над турками и татарами" (1772), "Коронование Екатерины II" (1777). Но осн. сферой деят-ности Т. была плафонная и декор. живопись. Он создал три плафона для Зимнего дворца, пять плафонов для Мраморного дворца, два плафона для Китайского дворца в Ораниенбауме, а также многочисл. десюдепорты и декор. панно для Китайского дворца и Катальной горки в Ораниенбауме. Т. виртуозно владел рисунком и композицией, а его излюбленная гамма розовых, голубых, желтых, сиреневых тонов придавала картинам элегантный, праздничный характер. С одинаково высоким мастерством он исполнил и плафон в охотничьем замке графа Г. Брюля Нишвиц (Германия) пл. ок. 100 кв. м, и камерный портрет А. И. де Рибас. В работах Т. стиль рококо прожил в России до кон. 1770-х гг. По уровню мастерства, по количеству и неизменно высокому уровню созданных произв. он был самым значительным из европ. живописцев 18 в., работавших в России. Т. умер в СПб.